22:49 Методическая разработка урока по теме «Орфограммы в приставках» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: повторительно-обобщающийВид урока: практикумФормы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная и др.Цели урока: Анализ содержания тестовых заданий ЕГЭ типа А14 (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009) Проанализируйте задания и определите блок орфографических правил, регулирующих написание данных слов:
Во всех ли словах орфограммы находятся именно в приставках? Точно ли сформулирована нами тема урока? Нет. Здесь мы видим и слова с орфограммами, которые граничат с приставками, и орфограммы в сложных словах, и орфограммы в в корне… . Так или иначе, каждый раз мы анализируем орфограмму с точки зрения наличия в ней приставки. Таким образом, можем поставить знак вопроса напротив темы. Всегда ли человек, знающий правила, правильно пишет? А почему? Ответить на этот вопрос поможет нам видеофрагмент. Слайд 4
Таким образом, задачи урока. Слайд 5
Приступим к реализации основной задачи. Предлагаем следующий план урока. Слайд 6
3. Работа по основной теме урока.3.1. Орфоэпическая работа.Расставьте ударение в словах. Слайд 7. (3 человека работают за компьютерами с электронным словарём. Сайтhttp://www.gramota.ru)
Проверка (учащиеся произносят вслух слова, все исправляют ошибки) Зрительная проверка. Слайд 8
- Как связаны данные слова с темой сегодняшнего урока? В них есть приставки, правописание которых регулируется правилами или части морфем, похожие на приставки. - Укажите слова, образованные бессуффиксным способом. Проверка. Слайд 9 - Назовите слово с иноязычной приставкой (асимметрИя) - На уроках математики часто сталкиваетесь с однокоренным словом без приставки. Как правильно поставить в нём ударение? (ударение вариативно) - Укажите слова без приставок. Проверка. Слайд 10 - Сколько приставок в слове воспроизведение? (1 приставка). Проанализируйте словообразовательную цепочку и ответьте на вопрос. ![]() - Какое слово имеет лексическое значение «частый или постоянный посетитель»? (завсегдатай). 3. 2. Теоретический опрос.3. 2.1. Дополните: Слайды 12-17
3. 2.2. «Лови ошибку». Слайды 18-22Найдите ошибку в утверждении и исправьте её, аргументируйте своё мнение
- Какие новые или относительно новые слова с иноязычными приставками особенно популярны в настоящее время? антинакипин, суперигра, интерактивный, гиперактивный, антивирус и др. Для современных людей очень важно не только правильно писать слова, но и знать, что они обозначают, это одна из задач, сформулированных нами. 3.3. Лексико-орфографическая работа / по вариантам или по группам/2 группа - самостоятельная работа с заданием:
1 группа (совместно с учителем работа со слайдовой презентацией) Ассоциативный словарный слайд- диктант. Записать слова под диктовку, отметить, соответствует ли ассоциативная картинка значению слова: Слова. Ассоциативные картинки.
- Проверьте написанное. Слайд 30. Какие ассоциативные картинки оказались неверными? Объясните лексическое значение этих слов. Гильотина - орудие для совершения смертной казни (отсечения головы). - Подчеркните слова, имеющие несколько значений. Трельяж - 1)тонкая решетка для вьющихся растений; 2)переплетение, образуемое вьющимися растениями; 3) трёхстворчатое зеркало Проверка. Группа №2. Самоконтроль. Слайд 333.4. Творческая работа.Составь предложения или текст, включив в них слова с изученными орфограммами. Социализация. 3.5. КонтрольРабота в парах, взаимообучение на персональных компьютерах в сети Интернет, сайт http://www.saharina.ruинтерактив , тесты по теме Орфограммы в приставках. Тест №1– нечётные компьютеры, Орфограммы в приставках. Тест №2– чётные компьютеры. Анализ результатов, консультация3.6. Дополнительные задания (при наличии времени). 3.6.1. Составьте пары слов, близких или в чём-то совпадающих по лексическому значению:
Слова для справки: фельдъегерь, прерогатива, курьёз, препона, конъюнктурщик, консьерж, префикс. Объясните свой выбор по порядку 1-7. Проверь себя (пары слов поочередно высвечиваются на экране) Слайд 34 3.6.2. Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. Чем отличаются данные пары слов? Выполните тестовые задания 1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги. 2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю. 4) Танцоров одели в национальные костюмы. 2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ? 1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой. 2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия. 3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина. 4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан. 3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ? 1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции. 2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал. 3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур. 4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику. Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание. Надеть (что-л.). Одеть кого-л. Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать - делать своим, свойственным, присущим себе. Запоминать, выучивать, осваивать Проверка. Код ответов: 1, 4, 2 4. Подведение итогов урока. Какова роль приставки в слове? Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли решить их? Мы повторили блок орфограмм, работали с лексическим значением слов, анализировали морфемную и словообразовательную структуру слова, фонетический облик слова 5. Рефлексивный этап. 6. Выставление оценок за тестирование. 7. Домашнее задание 1) "Оратор” Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо. 2) Письменные задания по выбору: Уровень 1. тест на сайте Орфограммы в приставках. Тест №2 Уровень 2. Выбрать упражнение по теме, которая вызывает у вас наибольшие затруднения: №1. Списать, обозначить условия выбора орфограммы Теплой июньской ноч…ю, когда поверхность крыши блестела от лунного света, генеральша, старшая дочь протод…якона, пр..слушиваясь к солов…иному пению, листала непод…емный двух…язычный словарь, чтобы об…яснить значения слов «ад…ективация», «контр…агент» и «суб…ект». Генеральша обожала грил…яж и бул…он из шампин…онов. По понедельникам она пр…дпочитала сечь креподстных мужичков, а по субботам отчаянно бранила молодежь. В доме стояла необ…яснимая тишь, лишь под окнами были слышны шаги юного ад…ютанта, страстного поклонника генеральши. №2. Списать, обозначить условия выбора орфограммы Пр…бывая на отдыхе, пр…зидент пр…успевающей компании пр…верженец новых взглядов и пр…восходный коммерсант, пр…давался воспоминаниям о пр…красных днях, проведенных в Пр…карпатье. Пр…одолев множество пр…град, он наконец смог пр…творить в жизнь свою мечту, пр…был в этот южный город и сразу же пр…ступил к осмотру местных достопр…мечательностей: пр…чудливых построек, пр…зентабельных отелей и пр…стижных магазинов. На пр…морском бульваре он пр…сел на скамье возле пр…пиравшихся с пр…старелым гидом туристов и, пр…глушив звук, включил радиопр…емник. Туристы пр…кратили пр…глупый спор, пр…щурили глаза и, пр…возмогая усталость, пр…ступили к поискам пр…станища. №3. Списать, обозначить условия выбора орфограммы 1. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз…грывал жалкую роль палача или предателя… (М.Ю.Лермонтов) 2. Раздражали меня пуще всего эти без…мянные письма. (Ф.М.Достоевский) 3. Ему, впрочем, небез…звестно было, что я кое-что имел… (Ф.М.Достоевский) 4. Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без…нициативным. (Л.Н.Толстой) 5. Энергетикам запрещено вз…мать штрафы за перерасход электроэнергии. 6. Необходимо наладить выпуск меж…нтернатской электронной газеты. 7. Пора уж под…тожить, Как я живу и как вооружен. (М.Светлов). 8. Транс…орданский эмират был создан Англией весной 1921 г. 9. Посему письма сии показались мне не совсем без…нтересными. (Ф.М.Достоевский). 10. Вот тот пиджак, что вы раз…скиваете, посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь) 11. За годы войны пед…нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место. 12. Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез…скусственной красоте. (Л.Н. Толстой) Уровень 3. Составить текстовый диктант /не менее 15 слов с орфограммами/ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |