[Гимназия №1 г.Новогрудка ]
Главная » 2013 » Сентябрь » 23 » Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
23:21
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
Цели урока:>
  • познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения
  • Тип урока: изучение нового материала

    Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet

    ХОД УРОКА1. Организационный момент. Приветствие

    2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

    2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/

    Отметить верные утверждения:

    1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
    2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
    3. Имена существительные изменяются по родам
    4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам
    5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
    6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
    7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
    8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
    9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
    10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

    Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

    2.2. Анализ ошибок

    2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

    Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

    Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

    1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик
    2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
    3. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
    4. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
    5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
    6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
    7. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик
    8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица
    9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
    10. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

    Код ответов:

    №задания12345678910
    Ответ3143131123

    3. Формулирование цели урока /слайд 6/.

    Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

    4. Изучение нового материала

    4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/

    Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

    4.2. Эксперимент /слайд 9/.

    Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

    • И.п. лучик, орешек
    • Р.п. лучика, орешка
    • Д.п. лучику, орешку
    • В.п. лучик, орешек
    • Т.п. лучиком, орешком,
    • П.п о лучике, об орешке

    4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.

    Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

    5.Закрепление

    5.1. Упражнение 251. Работа в парах.

    Вставьте пропущенные буквы:

    Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

    5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/

    Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:

    -чик-ик-ек или -ик
     

    БегемотЛевЖирафТигр
    КотЗаяцПопугайСлон
    ПингвинКрокодил

    Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/

    -чик-ик-ек или -ик
    жирафчикбегемотикльвёночек
    попугайчикикотиктигрёночек
    пингвинчикзайчиккотёночек
    крокодильчикслоникзайчоночек
    слонёночек

    В состав каких существительных входят два суффикса?

    5.3. Развитие речи.

    Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

    5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/

    Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

    Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

    Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

    В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)

    6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

    6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.

    1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?
    2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
    3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

    6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

    1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
    2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
    3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
    4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
    5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
    6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
    7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
    8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
    9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
    10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

    Код ответов:

    №задания12345678910
    Ответ3142244133

    6.3. Самопроверка, консультация, рефлексия

    7. Домашнее задание: п.45, упр. 251

    Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

    Просмотров: 1368 | Добавил: Артём_Жодь | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    Sergjen пишет: | 28.03.2024 | 09:47 #1 Страница с комментарием
    аватар отсутствует <a href=http://zmkshop.ru/>производство каркасов из металла</a>
    Like | 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: